@ARTICLE{26543118_160469128_2015, author = {Д. А. Александров and К. А. Тенишева and С. С. Савельева}, keywords = {, устойчивое неравенство, среднее профессиональное образование, высшее образование, образовательная траектория «в университет через колледж», социальная мобильностьизбегание риска}, title = {Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж»}, journal = {Вопросы образования}, year = {2015}, number = {3}, pages = {66-91}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2015--3/160469128.html}, publisher = {}, abstract = {Александров Даниил Александрович - кандидат биологических наук, заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ. E-mail: alexandrov@hse.ruТенишева Ксения Алексеевна - младший научный сотрудник научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ. E-mail: tenishewa.soc@gmail.comСавельева Светлана Сергеевна - заместитель заведующего научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ. E-mail: ssavelieva@hse.ruАдрес: Санкт-Петербург, 192174, ул. Седова, 55/2.Система профессиональных колледжей рассматривается как канал социальной мобильности, обеспечивающий максимальную выгоду с минимальными рисками. Анализируются способствующие формированию такого канала особенности институционального контекста, сложившегося в России за последние 15 лет, и тенденции изменения этого контекста. Выделены три вида колледжей, возникшие в результате реорганизации данного уровня системы образования в России и различающиеся юридическим статусом и форматом взаимодействия с университетами. Описана социальная группа, использующая образовательную траекторию «в университет через колледж». Ее представители занимают промежуточное положение между теми, кто воспроизводит статус профессионального рабочего, и теми, кто воспроизводит статус высококвалифицированного профессионала. Для них характерен средний уровень успешности в школьном обучении. По результатам опросов 9-классников, проживающих в мегаполисе (Санкт-Петербург) и в одном из районов Ленинградской области, проанализированы мотивы выбора образовательной траектории «в университет через колледж», а также представления учащихся о выгодах, издержках и рисках выбранного пути. Сделан вывод о высокой значимости места жительства учащихся для выбора данной образовательной траектории. Для жителей сельской местности, где структурные ограничения гораздо сильнее, чем в мегаполисе, выбор альтернативного образовательного пути характерен в меньшей степени. В отличие от мегаполиса, на селе такой выбор совершает более информированная и высокостатусная группа. На основании сравнения систем колледжей в нескольких странах авторы приходят к заключению, что, в отличие от Германии, где колледжи обеспечивают статусное воспроизводство, в России, как и в США, они представляют собой канал восходящей социальной мобильности.}, annote = {Александров Даниил Александрович - кандидат биологических наук, заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ. E-mail: alexandrov@hse.ruТенишева Ксения Алексеевна - младший научный сотрудник научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ. E-mail: tenishewa.soc@gmail.comСавельева Светлана Сергеевна - заместитель заведующего научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ. E-mail: ssavelieva@hse.ruАдрес: Санкт-Петербург, 192174, ул. Седова, 55/2.Система профессиональных колледжей рассматривается как канал социальной мобильности, обеспечивающий максимальную выгоду с минимальными рисками. Анализируются способствующие формированию такого канала особенности институционального контекста, сложившегося в России за последние 15 лет, и тенденции изменения этого контекста. Выделены три вида колледжей, возникшие в результате реорганизации данного уровня системы образования в России и различающиеся юридическим статусом и форматом взаимодействия с университетами. Описана социальная группа, использующая образовательную траекторию «в университет через колледж». Ее представители занимают промежуточное положение между теми, кто воспроизводит статус профессионального рабочего, и теми, кто воспроизводит статус высококвалифицированного профессионала. Для них характерен средний уровень успешности в школьном обучении. По результатам опросов 9-классников, проживающих в мегаполисе (Санкт-Петербург) и в одном из районов Ленинградской области, проанализированы мотивы выбора образовательной траектории «в университет через колледж», а также представления учащихся о выгодах, издержках и рисках выбранного пути. Сделан вывод о высокой значимости места жительства учащихся для выбора данной образовательной траектории. Для жителей сельской местности, где структурные ограничения гораздо сильнее, чем в мегаполисе, выбор альтернативного образовательного пути характерен в меньшей степени. В отличие от мегаполиса, на селе такой выбор совершает более информированная и высокостатусная группа. На основании сравнения систем колледжей в нескольких странах авторы приходят к заключению, что, в отличие от Германии, где колледжи обеспечивают статусное воспроизводство, в России, как и в США, они представляют собой канал восходящей социальной мобильности.} }